Мечта любого стартапера - найти бизнес-ангела, которой вложит в его проект деньги. Мечта любого ангела - откопать среди тонн проектов самородок, который со временем принесет миллиардные доходы. Похоже, цели тех и других пересекаются, и, казалось бы, дело за малым - свести тех и других и пусть себе работают. Но в этом-то и главная проблема.

Поверьте, крупным инвесторам, как никому другому, хочется найти среди изобретательных студентов политеха второго Билла Гейтса. Но чтобы спрогнозировать исход того или иного стартапа, нужно проделать колоссальную аналитическую работу.

А бедным гениям и подавно - найти бизнес-ангела удается только одному из нескольких сотен.

Концепция бизнес-ангельства - американская идея, появившаяся во второй половине прошлого века. Она подразумевает финансирование рисковых проектов без обеспечения. Банки, как правило, наотрез отказываются выдавать кредиты под такие проекты, а большинство инвесторов вкладывают деньги в те сферы, которые гарантированно принесут доход.

На фоне всеобщей жадности и осмотрительности, бизнесмен, готовый вложить деньги в неподкрепленный реальной прибылью стартап  - действительно сродни ангелу, сошедшему с небес.

Кто они?

На Западе бизнес-ангелы уже давно не в новость, их все знают, они объединяются в корпорации, из которых впоследствии и вырастают Кремнивые долины. Как правило, ангельское финансирование обычно составляет $5 тыс. - $200 тыс. Вложения в проект производятся на протяжении трех-семи лет, а взамен ангелы имеют определенную долю в компании. Если ангелы приносят удачу и проект развивается - венчурные и прямые инвестиции не заставят себя ждать. И уже когда он дорастает до глобальных размеров, бизнес-ангел может смело снимать сливки со сбитого с такими усилиями бизнеса.

Первыми бизнес-ангелами были американские богачи, инвестировавшие в театральные постановки на Бродвее. Сочетая приятное с полезным, эти люди раскручивали ту или иную постановку, устанавливали контакты с артистами и звездами, а в результате отлично отбивали свои вложения продажей билетов, и получали прибыль от своих же раскрученных проектов.

Что делают?

Из Бродвея эти настроения плавно перекочевали и на Уолл-Стрит, и сейчас бизнес-ангелы активно участвуют как в достартовой раскрутке проектов, так и вливаются в них на определенном этапе, когда те нуждаются в "руке помощи". Конечно, большинство ангелов отдают предпочтение так называемой "посевной" стадии, в американском менеджменте этот этап именуется словом seed.

На этой стадии больших вложений требуют маркетинговые исследования и опытно-конструкторские разработки, чуть позже немало сил уделяется активным продажам. Бывает, что уже налаженное производство требует вывода товара на новые рынки, и это тоже возможность для ангела поучаствовать в проекте.

В силу того, что риски в ангельском деле весьма существенны, прибыль от удачных проектов может быть очень и очень высокой. И хотя не всем везет откопать среди стартапов второй Yahoo или Google, все же такие инвестиции имеют процент прибыльности куда выше, нежели, скажем, обычный банковский депозит.

Где же искать столь важного ангела простому стартаперу?

В отличие от Запада, в нашей стране ангелы если и есть, то они успешно шифруются - их имена знают лишь в узких кругах, а чтобы до них достучаться нужно пройти семь кругов ада. Если в США их насчитывается 300—350 тыс. человек (считается, что они осуществляют около 80% инвестиций на начальных стадиях), а в Западной Европе их около 125 тыс. человек, то на отечественном рынке речь идет лишь о нескольких тысячах таких людей или компаний .

Так кажется на первый взгляд. И на второй тоже. А вот поисковики имеют на этот счет другое мнение - по запросам "бизнес-ангелы" тут же выдаются сотни ссылок. Но ведут они, увы, не к ангелам, а на сайты тех, кто дает советы и предлагает посредничество. Посредники уверяют: проекты, с перспективами значительного роста, сильными конкурентными преимуществами и опытной командой, способной их реализовать, будут непременно вознаграждены и понравятся ангелам.

Непонятно одно: зачем столь развитым и раскрученным проектам вообще ангелы, если с таким уровнем они могут претендовать на традиционные инвестиции. Притом, особенность отечественного ангельства, как намекают посредники, в том, что достартовые и стартовые вложения будут стоить проекту весьма крупной доли. 

Поэтому начинающим предпринимателям следует быть готовыми к тому, что нашим ангелам не интересны:

·  проекты, построенные на желании стартапера монетизировать свое хобби;

·  интернет-проекты, несмотря на их уверенный захват информационного пространства;

·  стартапы без четкой стратегии и бизнес-плана;

·  идеи, разработанные под конкретного исполнителя и неотделимы от него, так что семейный ресторан или частный салон красоты может рассчитывать разве что на заемный капитал, и уж никак не на ангельское инвестирование.

Предоставьте потенциальным ангелам бизнес-идеи с четкой стратегией, предложите ему хорошую долю в компании, убедите в высокотехнологичности и востребованности проекта, однако от излишнего оптимизма касательно уровня продаж лучше воздержаться.

Таковы запросы и пожелания ангелов у нас, и если вы уж поставили себе цель завладеть из благосклонностью, будьте добры, соблюдайте.  Это дисциплинирует и воспитывает стартаперов, с этим не поспоришь.

Идем в обход

Однако, таков путь поиска и оббивания порогов - весьма сомнителен и часто разочаровывает начинающих разработчиков.

Именно поэтому, лучшей рекомендацией  было бы перестать гуглить посредников, а лучше поискать пути входа в западные стартап-подъемники. Бизнес-ангелы западного образца ни от кого не прячутся и не скрываются, более того, они активно проводят всяческие мероприятия: конкурсы, конференции, где можно заявить о себе, презентовать свою идею и без посредников быть замеченным адекватными людьми, знающими толк в ангельстве.

В частности, в последние годы, Украина стала мощной площадкой для проведения всевозможных форумов ,  конференций, конкурсов по освещению стартапов, где каждый зарегистрированный участник может презентовать свой проект, познакомиться с потенциальными инвесторами, обменяться идеями, найти партнеров и, конечно же, побороться за призовой фонд, денежного эквивалента которого так или иначе хватит на удачный старт.

К примеру, в прошлом году на конференции IDCEE в Киеве  победителями конкурса стартапов стали российский Kuznech и Flocktory, третье место получил чешский проект RealPad. В этом году конференция стартует 10 октября, и в ее программу, помимо других многообещающих номинаций, внесена номинация Best Ukrainian Startup - отличный шанс добиться успеха, не прибегая к услугам посредников.

"Продвинутые" стартаперы, знающие толк в ангелах, периодически "выстреливают" и на других подобных мероприятиях, например, на Startup AddVenture - freemium конференции, которая объединила более 3000 ИТ-предпринимателей, бизнес-ангелов, венчурных инвесторов, а также инкубаторы из Украины, Европы, СНГ, Европы и США.

Коментарии (0)
Чтобы добавить комментарий, войдите через свой аккаунт в соцсети
VK.COM
LinkedIn
Facebook
или зарегистрируйтесь на сайте
Добавить комментарий
отслеживать обновления

Рейтинг@Mail.ru