лидерКого называют лидером? Все очень просто - лидер, это тот, кто способен повести за собой, к кому прислушиваются не потому что боятся или не хотят лишний раз связываться, а из уважения.

Лидером может стать не обязательно тот, кто в школе был старостой класса, в вузе - профоргом группы, а на работе - тим-лидом отдела. Лидером можно быть неформальным, без каких-либо официальных регалий и должностей. Более того - с неформального лидера не требуется отчетности, он не обязан опекать своих подопечных 24 часа в сутки и краснеть за них перед руководством. Эдакий "свободный лев"  этот лидер, и это хорошо: в коллективе, где все привыкли к инертной жизни и перекладыванию обязанностей друг на друга просто необходимо наличие "своего" лидера. "Своего" - это значит "из простых, из наших".

лидерами рождаютсяНачнем с того, что в школе лидерами практически всегда были хулиганистые мальчишки, но, когда надо, они могли и заступиться за отличницу-старосту, и навести порядок в классе, когда урок ведет практикант. И слушались все именно этого хулигана, а не бедную девочку, которая должна за всех потом отчитываться. А все потому, что девочка - "из начальства" (ну какая-нибудь там дочка завуча, например), а парень - "в доску свой".

На работе ситуация аналогична - только тот, у кого отношения с коллективом складываются в горизонтальной плоскости, а не по вертикали, может быть услышан коллегами, и его слова будут восприняты не как "очередная тупая директива сверху", а как толковый совет бывалого.



Лидерами рождаются?

Или становятся ими в результате кропотливой работы над собой?

Или это приходит со временем и с опытом?

Пожалуй, все вместе. Можно давать целые тома советов по шаблону: "Что нужно делать, чтобы стать лидером?", но гораздо проще ответить на вопрос обратный: "Чего не нужно делать?"

1. НЕ нападать с критикой

критикаКритика может быть конструктивной только в разумных дозах и целенаправленно, по отношению к конкретной задаче. К задаче, но не к личности! И только к той задаче, выполнение которой целиком зависит от этого человека. Привычка критиковать всех и вся, выяснять "кто виноват?", не давать возможности реабилитироваться - атакует самооценку подобно вирусу. Мы заражаемся мыслью о собственной никчемности и непригодности, как только слышим разрушительную критику в свой адрес.

Отказ от критики - высшее и одно из самых завидных качеств лидера. Не каждый может воспитать в себе толерантность, чтобы вовремя "выключать начальника" и включать человека. Гораздо проще рассмеяться в лицо и швырнуть бумагами, и тем самым вызвать в душе визави бурю праведного гнева, потоки обиды и море разочарований. А обиженный сотрудник сиюминутно начинает обороняться и сердиться, и уважения от него вы точно не добьетесь.

Тот, кто претендует на звание лидера никогда себе не позволит "опустить" другого члена команды, ну а если это происходит на глазах у всего коллектива, то это равнозначно копанию могилы для своего лидерского авторитета.

2. НЕ жаловаться!

не жаловаться!Жаловаться прекращаем сейчас же и в эту же секунду! Жалобщики никогда не станут лидерами. Этому есть простое объяснение: в стремлении пожаловаться мы ищем себе подобных, таких же несчастных и обиженных, собираемся в целые группы, и жалуемся беспрерывно - на работе, во время обеда, созваниваемся после работы, списываемся в соцсетях. На самом деле - это огромная проблема практически всех работников, во многом благодаря тому, что у нас в стране очень низкий уровень социальной защищенности персонала и корпоративной культуры. Но если вы хотите чувствовать себя лучше и ходить на работу с радостью, запретите себе нытье раз и навсегда!

Что общего между яростными критиканами и ноющими жалобщиками? И те и другие позиционируют себя как жертвы. Да, критикан тоже жертва. Жертва того, что у него такие криворукие подчиненные, а его никто его не слушается. Подчиненные чувствуют себя жертвами системы, своего положения, общества, обстоятельств и пр. В любом случае - это деструктивный подход, который побуждает "искать крайнего", дабы свалить на него вину, вместо того, чтобы заниматься саморазвитием и двигаться вперед.

Уровень самооценки и самоуважения никогда не поднимется, если ваш разум будут затмевать обида и гнев, при этом, вы можете попасть под влияние жалобщиков очень быстро - пару раз сходив с ними на кофе-брейк, можно заразиться "жалобностью" надолго. Поэтому тщательно фильтруйте темы для разговоров и не упускайте возможности похвалиться личными успехами.

3. НЕ осуждать!

осуждениеЗвучит почти к заповедь. Так и есть - если не хотите, чтобы ваши суждения донесли их непосредственным фигурантам в искаженной форме, лучше не делайте этого. Второй вариант - осуждать открыто - тоже не подходит, ведь это деморализирует человека в высшей степени, таким оружием лидерство завоевать невозможно. Подумайте, что бы испытали вы, если бы с вами или вашим другом так поступили? Стали бы вы уважать такого человека?

Но, как же можно указать человеку на его ошибки, не осуждая, не критикуя и не жалуясь?

·  если вы - руководитель, недовольный проделанной работой, то чтобы обойтись без угроз и унижений, достаточно просто сесть за стол переговоров и обсудить варианты.

·  пути развития и исправления ошибок нужно показывать, иначе "вслепую" человек может начать двигаться не в том направлении и потеряет кучу времени и сил.

·  В сложных ситуациях надо обращаться к коллективному мышлению - мозговой штурм и всеобщее обсуждение проблемы (а не того, кто не сумел с ней справиться!) всегда помогают откопать нестандартные идеи.

·  не критикуйте конкурентов. Это выглядит жалко. Если они откровенные аутсайдеры, то они не стоят вашего внимания вообще, если же они в чем-то вас обошли, постарайтесь их похвалить, найти то, в чем они лучше вас и попробовать применить их успешный опыт.

лидер по жизниИменно из этих и других моментов и складывается поведенческий стиль человека, определяющий его положение в обществе. 

И лидеры имеют два основных отличия от других:

1) адекватную положительную самооценку;

2) доброжелательное, мягкое, светлое отношение к людям (не путать с вседозволенностью и фамильярностью!).

Коментарии (1)
Рест Инна 03/02/2014 14:02
оох! не жаловаться - надо бы на лоб прицепить! наш народ очень любит жаловаться на всех и вся.
комментировать
Чтобы добавить комментарий, войдите через свой аккаунт в соцсети
VK.COM
LinkedIn
Facebook
или зарегистрируйтесь на сайте
Добавить комментарий отслеживать обновления
Чтобы добавить комментарий, войдите через свой аккаунт в соцсети
VK.COM
LinkedIn
Facebook
или зарегистрируйтесь на сайте
Добавить комментарий
отслеживать обновления

Рейтинг@Mail.ru