Большинство стартапов создаются креативными людьми, которые имеют главное - идею, но не всегда обладают дипломом экономиста и необходимыми связями, чтобы четко определить бизнес-модель проекта. А между тем, правильно выбранная бизнес-модель - ключ к успеху  любого стартапа.бизнес-модель стартапа

По-сути, бизнес-модель - это ни что иное, как способ, которым стартап собирается зарабатывать деньги. Если речь идет об интернет-проекте, то в чистом виде таких способов на самом деле существует не так уж много.

Опустим стандартные сайты-магазина, предназначение которых понятно без слов - это площадка для продажи реального товара.

Если же говорить о стартапах менее тривиальных, то они чаще всего используют следующие бизнес-модели:

Реклама

Принцип: 

Эта модель работает на самом простом уровне - есть рекламная площадка (сайт), и есть рекламодатели, которые готовы платить за размещение здесь своих материалов.

Критика: рекламодатели хотят видеть раскрученный сайт, им нужен ресурс с большой аудиторией. Чтобы с нуля добиться высокой посещаемости, необходимо вложить много времени и сил.

Реальность:

Если даже сайт и близко не звезда интернета, то в покупке у него рекламного места есть одно преимущество - низкая цена. Если на лидирующем сайте вы разместите 1 баннер на сутки и отдадите за это условно 1000$, то на сайтах-новичках вам предложат такой же баннер за 10$. И если в первом случае вам удастся привлечь 50 клиентов, которые принесут вам по 10$ каждый, то вы компенсируете лишь 500$. Со стартапа тем временем к вам придут 5 клиентов с теми же десятью долларами. И с них вы уже получаете чистую прибыль в 15 $.

На практике все зависит от менеджеров проекта и перспективности самого стартапа.

Примеры: 

Успешно сдают рекламные площадки все крупные сервисы, среди них Facebook, Вконтакте, mail.ru и другие.

Платный сервис

Принцип:

Некая платформа, разработанная под определенные программный продукт, предоставляет платные места или премиум-возможности для своих клиентов.

Критика:

Изначально нужно обеспечить работу сервиса на высшем уровне, чтобы пользователи согласились платить за его использование. Проблема в том, что большинство возможностей сейчас есть в бесплатном доступе, поэтому убедить клиентов в целесообразности финансовых затрат - весьма сложная задача. Сложная, но выполнимая.

Реальность:

Если вы предложите реально удобный и надежный сервис, предугадаете желания клиентов, поймете, чего им не хватает в бесплатных аналогах, то в остальном дело обстоит только за грамотной работой по продвижению. Если возникла идея создать к примеру пеймент-сайт, на котором будут собраны самые разнообразные платежные системы, и предложить интернет-магазинам расчитываться с его помощью, то от продажи мест на таком сервисе можно заработать вдвойне: платежные системы за привлечение дополнительного оборота вознаградят вас со своей стороны (обычно - процентами от переводов), а интернет-магазины тоже будут платить за то, что вы значительно упрощаете им систему оплаты товара. Это, конечно в идеале, если взять за основу качественный разработанный сервис с грамотным менеджментом.

Примеры:

“Доски объявлений” предлагают на платной основе сделать объявление “горячим”, форумы за деньги поднимают рейтинги пользователей и выводят их в топ, по тому же принципу действуют вип-статусы, облачные сервисы, предоставляющие места для хранения информации, таблицы сравнения цен интернет-магазинов и пр.

Платная платформа

Принцип:

Для размещения платных сервисов, о которых говорилось выше, можно создать самостоятельную платформу. Это даст возможность заработать на чужом контенте, приложениях, играх, предлагая взамен удобный сервис и, конечно же, бренд.

Критика: 

Модель больше подходит для масштабных проектов с крупными инвестициями, простые стартапы не всегда могут потянуть, особенно если с финансированием у них не очень. В отличие от продаж рекламы, для того, чтобы привлечь к себе сервисы, нужно быть действительно брендом, а бренд и стартап - это понятия практически полярные.

Реальность:

Проект, прошедший все “круги” стартапа, и ставший популярным, вполне может превратиться в полноценную платформу, на котрой будут размещать свои сервысы “третьи лица”.

Примеры:

Apple Store, Google Play, ВКонтакте и пр.

Капитализация

Принцип:

Капитализация подразумевает продажу проекта  в целом. Инвесторов при этом, главным образом, интересует потенциальный рост проекта и его перспективы. Стоит помнить, что, по сути, инвесторы и живут с того, что покупают проекты, вкладывают деньги в их развитие и затем продают по более высокой цене. Фаундеры стартапов могут получить быструю прибыль и не заботиться о дальнейшей судьбе своего детища, а на вырученные деньги можно изобрести что-то новое. Таков он - “круговорот стартапов в природе”.

Критика: 

Не всякий стартап привлекателен для инвестора . И дело даже не в его текущей посещаемости и функциональности, инвесторы любят покупать бренды - состоявшиеся проекты. Либо же они обращают внимания на то, что попало в точку интересов потребителя и быстро наращивает темпы приобретения популярности на рынке. Получается такой себе замкнутый круг: чтобы продать проект, нужно его раскрутить, чтобы раскрутить - нужны деньги, чтобы были деньги нужно опять-таки продать проект.

Реальность:

Инвесторы  прекрасно видят, какой проект можно купить за копейки и вознести до небес, а какой и ломаного гроша не стоит. И видят они это, прежде всего, по состоянию дел в маркетинговой части компании. Если бренд активно раскручивается, интегрируется с другими ресурсами, он у всех на слуху - как говорится, “надо брать”.

Пример: 

Одни только слухи о продаже сервиса Twitter вызывают настоящий ажиотаж вокруг стоимости его акций. Это пример гонитвы за брендом, лимит популярности которого еще даже не достиг своего пика.

Правильная бизнес-модель стартапа

Какую же из этих моделей лучше выбрать? Тут следует учитывать специфику каждого отдельно взятого проекта. Чаще всего эксперты рекомендуют комбинировать разные подходы, то есть задействовать в своем продукте все подходящие бизнес-модели. Главное при этом правильно расставить приоритеты и адекватно оценивать свои возможности. Ну а грамотная аналитика и маркетинг для любого фаундера должны стоять во главе угла, только тогда стартап может рассчитывать на прибыль и процветание.

Коментарии (0)
Чтобы добавить комментарий, войдите через свой аккаунт в соцсети
VK.COM
LinkedIn
Facebook
или зарегистрируйтесь на сайте
Добавить комментарий
отслеживать обновления

Рейтинг@Mail.ru