В последнее время много шума наделал российский законопроект по борьбе с пиратством в сети. Интернет-сообщество восприняло в штыки новость о том, что любой чужой контент станет сторожайшим и уголовно наказуемым табу. Ведь под пиратским контентом подразумеваются практически все бесплатные интернет-продукты, на которые заявлены авторские права.антипиратский закон

И если сейчас по сети свободно гуляет музыка, видео, книги, софт и множество других полезных вещей, для обмена которыми, в принципе, и был задуман интернет, то благодаря воинствующим блюстителям порядка, музыку из "Вконтакте" удаляют, файлообменники блокируют, видеоканалы банят, а над каждым искушенным юзером нависает кара в виде вполне реальных судовых тяжб.

Примечательно, что на сторону пользователей стали и ведущие интернет-гиганты, такие как Mail.ru Group, российские представители Google и фонда Wikimedia, «Яндекс», объединённая компания «Афиша-Рамблер-СУП», RU-CENTER, Ozon.ru, “ВКонтакте” и др.

Они настаивают, что в действующей редакции закон буквально погубит тысячи сайтов с пользовательским контентом. Рядовые пользователи чаще всего наполняют свои профили и микроблоги именно контентом, гуляющим по сети в свободном доступе. Взять к примеру сообщества в соцсетях - разнообразные вариации и перетасовки фотографий, музыки, стихов, цитат из  произведений - из всего этого ежедневно “лепятся” тысячи постов, которые люди репостят на свои стенки и скачивают на свои ПК.

Пиратство=пиар

Сервис "Вконтакте" особенно ценится пользователями за музыкальный контент. Изначально этот аспект не рассматривался разработчиками всерьез, однако сейчас прослушивание музыки ВК бьет все рекорды. 

Написаны десятки плагинов, установив которые можно без капчи и рекламы моментально скачать музыку из самых популярных соцсетей, а также сохранить видео, а уж о возможностях торрент-трекеров можно вообще говорить вечно. Поэтому письма, которые в последнее время стали приходить от администрации ВК российским пользователям, размещающим у себя аудиоматериалы исполнителей со всего мира, откровенно возмутили общественность. Требования в письмах выдвинуты предельно понятные: либо докажите что авторское право на весь контент, находящийся на вашей странице, принадлежит вам, либо удалите все “по-тихому”.

К слову сказать, сами авторы песен, фотографий, видео и прочих предметов споров, в большинстве своем, отнюдь не являются противниками пиратства. Напротив, в последние годы хвастаться количествами скачиваний и репостов стало хорошим тоном.

Авторы снимают видео, делают нарезки и клипы, фотосеты именно с целью распространить этот контент в сети, пусть пока и бесплатно, главное - сделать себе какое ни какое имя, а популярный профиль, блог, канал или сообщество можно уж потом будет и продать за приличные деньги.

Скачивание как промо

скачивание музыкиМузыканты, которые еще лет 10 назад возмущались тем, что никто не покупает их пластинки, потому что все качают музыку нелегально, теперь, похоже, тоже проигрывают. Они только научились использовать неконтролируемую миграцию музыки в сети себе во благо: многие начинающие исполнители сначала “пробиваются” на просторах соцсетей, а уж потом отправляются в “большое плавание”. Состоявшиеся же “звезды”, выпуская релиз нового альбома, тут же продвигают его всевозможным образом, дабы поклонники быстрее выучили новые песни и активнее вели себя на концертах. Например, в преддверии тура группы “Океан Ельзы” в поддержку нового альбома “Земля”, все песни были раскручены в сети, их успели полюбить и выучить тысячи фанатов, и этот факт отнюдь не отразился на кассовых сборах коллектива (по крайней мере, отрицательных тенденций не наблюдалось).

Что уж говорить, если даже такие фундаментальные группы как Iron Maiden получили за прошедших два года рекордную прибыль, и все благодаря интернет-пиратам. При этом деньги пришли не за счет судовых решений и штрафов по отношению к любителям бесплатной музыки. Iron Maiden просто промониторили географию скачиваний, и проехались с туром по самым “горячим” точкам. Идея принесла свои плоды: больше всего пиратского трафика зарегистрировали в Бразилии, потому концерт в Сан-Паулу принес группе выручку в более чем 2,5 млн долларов, а число подписчиков в соцсетях за время тура возросло на  5 млн человек.

Многие исследования показывают, что именно потребители нелегального контента являются самыми активными посетителями концертов, покупателями сувенирной продукции и пр.

Благодарные слушатели

Тем, кто возмущен бесплатным файлообменом, как явлением, добросовестным пользователям есть чем ответить: очень много людей, пользуясь бесплатным контентом, изъявляют желание все-таки отблагодарить автора копеечкой. Например, в сообществах, в которых выкладываются фильмы и сериалы с авторским переводом или субтитрами, по инициативе подписчиков был создан счет, на который все желающие в качестве благодарности могут положить деньги. Как показала практика, этих самых желающих оказалось предостаточно. По такому же принципу сами авторы музыки/фильмов/фотографий создают свои собственные сайты, на которых наряду с бесплатным контентом имеется возможность приобрести лицензионный вариант продукта. Подобным путем, кстати, пошла команда “ВКонтакте” - они запускают стор с платным скачиванием музыки, который будет пока функционировать параллельно с бесплатным, и использоваться по желанию пользователей.

Софт: если демо недостаточно

Отдельный вопрос к софту: стартапы, особенно мобильные приложения, заинтересованы в наиболее быстром распространении своего продукта среди пользователей сразу после релиза. Если разработчики поставят ограничения на скачивания на начальном этапе, то пользователям будет трудно оценить качество приложения или программы, демо-версии тоже не всегда способны ответить на все вопросы пользователей, поэтому спрос на такую продукцию не обещает быть высоким. Если же дать пользователям возможность ознакомиться с программой, и она окажется действительно стоящей, то клиенты сами придут и будут готовы платить деньги. 

Зачистка рунета

Пока жесткое ущемление файлообмена применяется только на территории РФ, но не исключено, что эта “эпидемия” распространится и за ее пределы, тем более, что рунет - понятие довольно широкое и охватывает едва ли не половину Земного шара. В таком случае, пользователи столкнутся с серьезными препятствиями на пути к свободному скачиванию продуктов, и сам интернет, который в последнее время преобразовался как раз в зону свободного доступа к информации, претерпит кардинальные изменения самой своей концепциии.

Хотя, как показывает практика, подобные мракобесные санкции не всегда являются “указом” для пользователей - в канун прошлого Нового года в Украине уже закрывали сайт ex.ua, но этот факт привел к массовым протестам, атакам хакеров на сайты госструктур, и в конце концов, ресурс восстановили.

Каков может быть выход? 

Явно не тюрьма, и явно не закрытие сайтов - это варварские методы, которые действуют точечно, и глобального эффекта не принесут. Для того, чтобы и пользователи получали контент бесплатно, и авторы не превращались в благотворителей поневоле, например, на YouTube (и на многих других видеосервисах тоже) внедрили практику просмотра рекламы в начале видео. Пользователь всего несколько секунд смотрит рекламный блок в начале ролика, а далее уже наслаждается просмотром материала, который его интересует, при этом ничего не теряет, кроме 5-20 секунд своего времени. Автор же имеет вполне ощутимую монетизацию своего труда - рекламодатели оплачивают ему вполне реальную аренду площадки. При этом на цену рекламы как раз и влияет количество просмотров, скачиваний и пр, поэтому в данном случае привлечение пользователей к бесплатному просмотру продукта для автора более чем выгодно.

Также применяется “бартерный” метод - в обмен на использование контента от пользователей требуется немного - лайк, отзыв, репост, комментарий и прочие “признаки внимания” - опять же пользователю ничего не стоит, а на ценность контента влияет, причем ценность эта вполне ощутима материально.

copyrightЕсли подумать, то, в принципе, само понятие пиратства немного расходится со свободным файлообменом, поэтому законодатели явно перегибают палку, требуя доказывать авторское право  на любой опубликованный контент. По факту, эта идея была бы хороша применительно к плагиату - явному и бескомпромиссному присваиванию авторства. Если же контент подписан, или под ним есть ссылка на источник, то это вполне приемлемые варианты использования продуктов. Такая практика уже не один десяток лет используется в научных работах и журналистике: при перепечатке материалов указываем источник, и проблема снимается по умолчанию - значок Copyright в самом деле решает много проблем.

По логике здравого смысла, те, кто придумывает подобные законы, должны руководствоваться не только собственными туманными соображениями, а собирать совет из людей, компетентных в использовании интернета. Те же разработчики и менеджеры поисковых систем, социальных сетей и других сервисов, наверняка способны придумать альтернативные варианты, которые бы устроили все стороны этого раздутого до необъятных размеров конфликта. 

Коментарии (5)
Vik Slava 03/02/2014 14:00
скачать фильм в обмен на отзыв или репост? по-моему, рационально. а то совесть заела уже бесплатно трафик поглощать...
комментировать
Чтобы добавить комментарий, войдите через свой аккаунт в соцсети
VK.COM
LinkedIn
Facebook
или зарегистрируйтесь на сайте
Добавить комментарий отслеживать обновления
Ставицкая Вера 01/02/2014 14:18
а как быть тем сайтам, которые живут за счет контента пользователей? тот же ВК живет репостами тонн пиратского контента, и людям это нравится. зачем тогда вообще интернет, если все под замок?
комментировать
Чтобы добавить комментарий, войдите через свой аккаунт в соцсети
VK.COM
LinkedIn
Facebook
или зарегистрируйтесь на сайте
Добавить комментарий отслеживать обновления
Wasilewska Anna 01/02/2014 13:15
вообще просмотр рекламы вначале видео конкретно напрягает. если уж без рекламы никак, то проще вставлять в видео всплывающие баннерные ссылки.
комментировать
раскрыть: 2
Чтобы добавить комментарий, войдите через свой аккаунт в соцсети
VK.COM
LinkedIn
Facebook
или зарегистрируйтесь на сайте
Добавить комментарий отслеживать обновления
Чтобы добавить комментарий, войдите через свой аккаунт в соцсети
VK.COM
LinkedIn
Facebook
или зарегистрируйтесь на сайте
Добавить комментарий
отслеживать обновления

Рейтинг@Mail.ru